IDA-VIRUMAA

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » IDA-VIRUMAA » Музыка » Высокая музыка Италии: по страницам истории


Высокая музыка Италии: по страницам истории

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

http://diva.by/i/photo/italy/culture/lyra1.jpg

Рассказ об итальянской музыке не мыслим вне истории оперного искусства. Именно в силу этого обстоятельства об опере мы расскажем в одном из следующих материалов проекта «Viva Italia!». А сейчас — пролистнем несколько страниц общей истории итальянской музыки.
После покорения Древней Греции римскими завоевателями во II веке до н. э. почти всем греческим музыкальным инструментам «сохранили жизнь» и они продолжили звучать, хотя уже и в новой культуре. И хотя в ходу у древнеримских музыкантов были инструменты со всех уголков необъятной в то время империи, самыми распространенными долгое время оставались лира и кифара.
Первая знакома многим. Это особый вид арфы, хотя и гораздо меньший в размерах. Различная по форме, лира изготовлялась из древесины и имела десять струн. Кифара — это тоже своего рода лира, только более глубокая и широкая, благодаря чему — и более благозвучная. В руках профессионалов часто можно было встретить аулос — двойную флейту с отверстиями.
В те далекие от нас времена музыка была немыслима вне городских празднеств и театра. Музыканты и хоры объезжали с «гастролями» весь город, где проходил праздник, чтобы все могли насладиться их талантами. С этими же временами связана деятельность первых… шоуменов. Хотя в то время их называли «виртуозами». Они показывали публике эксцентрические, сенсационные спектакли, полные юмора и гротескной помпезной атмосферы. В лучах славы купались Терпнос (великий кифарист и учитель Нерона), Месомед Критский, Полон.
По мере присоединения к Римской Империи все новых земель и государств, музыка впитывала, трансформировала новаторства и предлагала новые формы существования. Благодаря такой оригинальной смеси культур появились такие античные жанры как citarodia (игра на кифаре и вокальная партия) и citaristica (сольная игра на кифаре).
С момента появления и распространения христианства, итальянская музыка развивалась по двум направлениям: светской и церковной. Канонический григорианский хорал (canto gregoriano, по имени Папы Римского Григория I Великого) окончательно формируется уже в VII веке.

0

2

http://diva.by/i/photo/italy/culture/gc.jpg

Со временем изменялась и музыкальная география. В XI веке статус музыкального центра получила Тоскана. Именно здесь, во Флоренции, Гвидо д'Ареццо (ок. 992-ок. 1050). Очень популярны лауды — одноголосные и многоголосные хвалебные песнопения. Эпоха Возрождение воспела, прежде всего, светскую музыкальную культуру. В это время появились первые музыкальные академии и консерватории. Интересный факт: изначально так называли городские приюты для детей-сирот, где наравне с другими науками, детей обучали музыкальной грамоте. Первая такая «консерватория» в 1537 году появилась в Неаполе.
В XVI веке самым популярным жанром стал мадригал. Изначально это была одноголосная песня на итальянском языке. Со временем форма усложнилась и превратилась в многоголосную вокальную поэму. Неизменной осталась тематика — любовно-лирическая. Признанным мастером был Карло Джезуальдо ди Веноза, князь небольшого городка Веноза близ Неаполя.
Самые влиятельные музыкальные школы этой эпохи — римская и венецианская.
Многие деятели XVI-XVII века внесли в развитие итальянской музыки то, что и сегодня не теряет актуальности. Так, к примеру, Джакомо Кариссими создал классический тип светской и духовной кантаты. А органист Фрескобальди сыграл одну из ключевых ролей в формировании такой формы музыкального произведения, как фуга. И, наконец, Бартоломео Кристофори в начале XVIII века изобрел молоточковый клавир, сегодня известный как фортепиано.
Музыка продолжала расцветать. Появляется инструментальный концерт как самостоятельный жанр. Клавесин, орган, скрипка и чуть позже фортепиано стали  сольными инструментами. Вся написанная музыка проявляла талант не только композитора, но и исполнителя, от которого требовалась исключительная виртуозность.
Арканджело Корелли — основоположник римской скрипичной школы, Алессандро Скарлатти — родоначальник неаполитанской оперной школы, Антонио Вивальди — создатель жанра сольного инструментального концерта. Воистину, XVII-XVIII века — это великолепный период в истории инструментальной музыки Италии. Сюда ехали получать профессиональное музыкальное образование со всего мира. А итальянские композиторы, исполнители и теоретики обретали вторую родину в Великобритании, Франции, России и других странах.
В XIX веке итальянская музыка — это не только появление новых форм и произведений, но и интерпретация сложившегося наследия. Ферруччо Бузони, выдающийся пианист, композитор, педагог и музыковед, оставил потомкам в наследие не только собственные сочинения, но и наиболее тонкие интерпретации Баха, Бетховена, Листа. Италия дала миру целую плеяду выдающихся дирижеров: Артуро Тосканини, Джина Маринуцци, Вили Ферреро.
В Риме композитор Палестрина возглавил конгрегацию музыкантов Санта-Чечилия, которая позже трансформировалась в Академию. Более четырех столетий именно здесь находился фактически центр профессиональной музыкальной жизни Италии. В разные годы членами Академии становились Монтеверди, Скарлатти, Поганини, Верди, Пуччини и многие другие. Сегодня Национальная академия Санта-Чесилия включает также консерваторию и симфонический оркестр, а также владеет настоящей сокровищницей — одним из крупнейших музыкальных хранилищ мира, музеем музыкальных инструментов и т. д. Так что если вам не чужда история музыки, запишите адрес в Риме: Piazza S.Croce in Gerusalemme, 9.
А что же Венеция? Музыкальные гении этого края дали миру уникальный стиль вокально-инструментального многоголосия, развивавшегося как в церковной традиции, так и в светской. А с именем композитора Джованни Габриели связано зарождение собственно оркестровой и камерно-ансамблевой музыки. Духовые же инструменты уступают первые роли скрипичным партиям.
Кстати, история итальянской музыки не мыслима без деятельности скрипичных дел мастеров. Особенности их ремесла окутаны тайной и передавались от отца к сыну, от учителя к ученику. А многие и вовсе не разгаданы до сих пор. Андреа Амати создал скрипку классического типа, на инструментах мастеров Гварнери играли Паганини, Крейслер, Уто Уги… Но, пожалуй, самым известным мастером смычковых инструментов был Антонио Страдивари (1644-1737). Именно на его инструментах сегодня играют самые именитые музыканты мира.
В 1580 году во Флоренции объединились поэты, музыканты, ученые-гуманисты и просто любители музыки. Новое сообщество получило название Флорентийская камерата. Именно с ней связано появление нового жанра — оперы. Но о нем, как и сказано выше — в одной из следующих статей проекта.
В церковной музыке появились произведения, написанные на религиозные сюжеты, но не предназначенные для исполнения обязательно в храме.

0

3

Лично я обожаю эту вещь

0


Вы здесь » IDA-VIRUMAA » Музыка » Высокая музыка Италии: по страницам истории


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно