Йы́хви (эст. Jõhvi) — город на северо-востоке Эстонии, столица уезда Ида-Вирумаа. Население - 11,1 тыс. человек (2010).
Географическое положение
Волость располагается в 160 км от Таллинa, в 50 км от Нарвы.
История
Что означает Йыхви? На этот вопрос отвечают не задумываясь, это означает «йыхвикас» ("") (клюква).. Но «йыхвикас» больше подходит к названию болота, чем к человеческому поселению. Кроме того, среди наименований странных поселений в Эстонии не встречалось названий лесных ягод. Подтверждение можно найти в книге финского филолога Лаури Кеттунена «Этимологические исследования географических названий в Эстонии» «Estonian maantieteellisten nimien alkuperätutkimus». Он считает, что название Йыхви происходит от слова «йыхв» (конский волос). Осталось решить какому варианту отдать предпочтение.
В первую очередь необходимо рассмотреть первоначальное название, так как за столетия оно изменилось до неузнаваемости. В XIX веке жители йыхвиского прихода называли свой центр Йыхва, а в соседнем вайварском приходе — Йови. Оба этих слова означают «йыхв» (конский волос). Клюква же на обоих наречиях «йыхвикас». Последнее в народном языке могло измениться (что часто случалось с географическими названиями в Эстонии), что стало созвучно слову «йыви». Процесс такого сокращения должен прослеживаться по самым первым источникам, в которых фигурируют Йыхви. Приведем самые ранние из них: 1241 г. — Геви (Gevi), 1354 г. — Йеве (Yeve), 1364 г. — Йеви (Jevy). Буква «g» на нижненемецком диалекте (а именно оттуда были те первые составители грамот) звучала как «j», а буквой «е» обозначались довольно многие гласные, в том числе к «ы». Это значит, что Йыхви, и как Йови, и как Йеви, во всяком случае не Йыхвикас. Следовательно утверждение Лаури Кеттунена надо бы считать правильным, хотя и слово «йыхв» не совсем подходит названию поселения.
Есть утверждения, что может существовать связь с географическим положением, как это явно прослеживается в случае со многими соседними деревнями. Например, название деревни Таммику («тамм» — дуб) происходит от находившейся неподалеку священной дубравы. В Йыхви же как изавестно, уже около семисот лет находится приходская церковь.
Возможно связь идёт из древней веры. Так Я. М. Эйзен, в своей книге «Древнейшая вера в Эстонии» приводит примеры связанных с волосатиком («йыхвуссь») из легенд и преданий. Одно из преданий гласит, что как-то в Юрьев день упал с конского хвоста волос в речку — и ожил. В другом говорится, что конский волос сотворил сам чёрт, и расплодилось их так много, что люди не могли уже и сена накосить, так как эти конские волосы резали им ноги. Люди пожаловались небесам. Бог уничтожил живые конские волосы, только на очень болотистых местах немного их сохранилось, но и они уже не были так опасны людям, как раньше.
Такой живой конский волос действительно существует, живёт он в водоемах и относится к паразитам. По внешнему виду напоминает конский волос, толщиной едва ли в несколько микрометров и длиной от 25 см до 1, 5 метров. Для людей он не представляет опасности, но его внешний вид произвел, наверное, на древних людей глубокое впечатление. Культ конского волоса относится к очень древнему времени, когда на побережье Балтийского моря преобладал финский язык, потому, что слова «йыха» и «йыхвуссь» и на финском языку существует в паре («йоухи» «jouhi» и «йоухимато» «jouhimato»).
Йыхвиская церковь стоит на берегу бывшего ледникового плотинного озера, окружавшегося поясом болот с многочисленными оконцами — идеальное место существования конского волоса. Хотя опираясь только на название, нельзя делать далеко идущие выводы, но исключено, что йыхвиская церковь построена на бывшем культовом месте, связанном с конским волосом. Слово «йыхвуссь» такой же длины, как и слово «йыхвикас», на основе этого можно утверждать, что возможно скорее всего Йыхви является производным от слова «йыхвуссь». Так же известно, что слово «йыхвуссь» звучало намного короче «йыви», в других наречиях Эстонии звучит как «йохв» «johv», «йехве» «jehve», «ихве» «ihve». Из этого следует, что «йыхви» и «йыхвуссь» имеют одинаковое значение. Название животных и даже букашек довольно часто встречается в названиях поселений. Из близлежащих можно привести в пример деревню Мягара («мягара» — мошкара) и, возможно, Кукрузе («кукрик» — жук, букашка). Видимо всё дело с культовым животным с мифическим родоначальником племени. Значит «йыхвуссь» (конский волос) мог быть тотемом местного племени, жертвы которому приносились на том месте, где стоит йыхвиская церковь. Но вот строительство церкви указывает все же на то, что это культовое место имело более широкое значение.
Насколько точна гипотеза названия Йыхви, сказать трудно, но она более соответствует традиции возникновения географических наименований в Эстонии, чем ранее предложенное объяснение.
Основную проблему вызывает, то что в поземельных книгах, при вхождении в состав разных государст трактуется по разному, а также зависит от наречия учетчика и напесания им названия этого места. В результате их был целый букет; Геви, Гевени, Гебе, Йёбе, Геуе, Йеуе, Гева, Йева, Яффве, Гевене, Еви, Йыви, Йохви, Йэвве, Йэве, Йыхви и т. д.
Йыхви впервые упомянут в летописях в 1241 году. В конце 16 в. переходит под контроль Швеции, а затем, по Ништадтскому мирному договору становится частью Российской империи (до 1918 г.) В 1918—1944 гг. город в Эстонской республике, затем в составе Эстонской ССР (до 1990 г.)Ныне является волостным центром Эстонской Республики.
Геви, Гевене, Еви, Йыви, Йохви, Йэвве, Йэве, Йыхви — это названия, которые написаны в истории Йыхви, наченая с далекого прошлого. Йыхви впервые упоминается в датских летописях 1241 г как деревня Геви, в этом же источнике упоминаются и другие деревни, находящиеся поблизости. Основные исторические сведения связаны в основном с церковью святого Михаила(Михкеля)в готическом стиле, которая вошла в историю как церковь(кирка)-крепость. Она одна из оригинальных в Эстонии. По мнению некоторых историков на месте церкви стояло древнее городище эстонцев или, что ещё вероятнее, древняя священная дубрава. С полной уверенностью этого утверждать нельзя так как вокруг церкви не проводилось археологических раскопок, хотя это, возможно, помогло бы точнее изучить историю возникновения и строительства церкви, ведь под полом вплоть до XVIII века хоронили умерших.